Кёв бен Бецалель - создатель пражского Голема

Создание пражского Голема приписывается верховному раввину Праги Кёв бен Бецалелю. Это фигура историческая. Раввин Кёв родился в 1512 г. в Познани. По другим сведениям, это произошло в 1515, 1520-м или 1525 г. В Праге он появился в 1573 г. и вскоре стал верховным раввином. Это было время расцвета еврейского гетто, совпавшее со временем царствования императора Рудольфа II. Умер Бецалель 22 августа 1609 г., эта дата известна достоверно. То, что раввин был уважаемым и мудрым человеком, не подлежит сомнению. Однако примечательно то, что ни во время его служения, ни после его смерти никаких легенд о Големе, связанных с его именем, сложено не было.
 
Image
 
В 1709 г. фигура раввина Кёв была мифологизирована его правнуком Нафтали Коэном, издавшим книгу о его чудесах. Однако в этой книге не было упоминания о Големе. В 1718 г. вышла биография раввина Кёв, там тоже нет ничего о Големе. На протяжении XVIII в. легенда о пражском Големе, однако, все-таки попала в еврейский фольклор по всей Германии, и оттуда — в один из сборников сказок и сказаний братьев Гримм. Однако по-прежнему возникновение Голема в Праге никак не было связано с фигурой Кёв. Первое упоминание о пражском Големе в связи с ним относится к 1841 г. И уже в сборнике «Пражские тайны» 1868 г. изложен подробный рассказ о пражском Големе. Канонический вариант легенды о Големе таков. Раввину Кёв понадобилось зачем-то создать Голема. О причинах этого шага существует три версии — Голем был создан для помощи Кёв по хозяйству; для проверки колдовского искусства; для защиты гетто от погромов. Создание Голема произошло в марте 1580 г. в районах Хухле, Браник или Коширже, то есть на берегу Влтавы, в границах современного города, но за пределами (хотя и неподалеку от ворот) тогдашней Праги. Голем представлял собой уродливого мужчину плотного телосложения, ростом первоначально 150 см, на вид 30-летнего, очень сильного, но неповоротливого, с коричневым цветом кожи. Ему было дано имя Йозеф, или Йосиле. Силы. Голема были очень велики.
 
Когда Голем ожил, он в сопровождении своего создателя отправился в город и приступил к исполнению возложенных на него обязанностей: занимался хозяйственной работой в доме раввина, помогал ему при богослужениях и, если взять за основу сюжет с обороной от погромов, отпугнул всех посягавших на безопасность еврейского гетто. Относительно конца существования Голема также существует две версии легенды. По одной из них, Голем взбунтовался против своего создателя. По другой, Голем начал действовать не по приказам раввина, а по собственной инициативе, начал громить еврейский квартал и убивать его жителей. Случилось это по той причине, что Голем влюбился в дочь Бецалеля. Голем продолжал расти и превратился в настоящего монстра, угрожающего самому существованию гетто. Кое-как раввину удалось вынуть изо рта Голема шем, лишив глиняного колосса жизни.
 
После чего, прочитав формулу, употреблявшуюся при создании монстра, в обратном порядке, Кёв и его приближенные отнесли глиняное тело на чердак Староновой пражской синагоги, где сняли с тела штаны, завалили его богослужебными одеяниями и книгами и строжайше запретили кому бы то ни было туда входить.