Ян Гус

Ян Гус — самый знаменитый чех в мировой истории. Он родился в 1369 г. (по другим сведениям, в 1371) в селе Гусинец в Южной Богемии в семье крестьянина. В 1393 г, Гус окончил Пражский университет, стал первоначально бакалавром теологии, а затем получил степень магистра свободных искусств. Служил деканом факультета свободных искусств, а в 1402—1403 гг. и 1409—1410 гг. занимал должность ректора. Одновременно в 1402 г. Гус был назначен настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке.
 
Image
 
В проповедях он выступал против церковного богатства, призывал лишить Церковь собственности, подчинить ее светской власти, осуждал развращенность клира и обличал нравы духовенства, требовал реформы Церкви, осуждал симонию, выступал против немецкого засилья в Чехии, в частности в Пражском университете. Эта критика импонировала шляхте, мечтавшей захватить церковные земли и богатства, и даже, королю Вацлаву TV. Проповеди Яна Гуса отвечали и требованиям бюргерства, стремившегося к «дешевой» Церкви. В конфликте с немецкими магистрами Пражского университета, выступившими против идей Яна Гуса, король Вацлав IV стал на его сторону и в 1409 г. подписал Кутнагорский декрет, превративший Пражский университет в чешское учебное заведение; руководство университетом перешло в руки чехов, немецкие магистры его покинули. Но одновременно Пражский университет из международного центра превратился в провинциальное учебное заведение. 1409— 1412 гг. — время полного разрыва Яна Гуса с католической церковью и дальнейшего развития его реформационного учения.
 
Гус поставил авторитет Священного Писания выше авторитета папы, церковных соборов и папских постановлений, которые, по его мнению, противоречили Библии. Идеалом Яна Гуса была раннехристианская церковь. Источником веры Ян Гус признавал только Священное Писание, К 1410—1412 гг. положение Яна Гуса в Праге ухудшилось, против него выступил пражский архиепископ. В 1412 г. Ян Ту с выступил против продажи папских индульгенций, что вызвало конфликт с Вацлавом IV, отказавшимся дальше поддерживать опасного еретика, так как это наносило удар по его и без того слабому международному престижу. В 1413 г. появилась булла с отлучением Яна Гуса от Церкви и интердиктом (запрещением исполнять церковные обряды) на Прагу и другие чешские города, которые предоставят ему убежище. Под давлением обстоятельств Ян Гус вынужден был покинуть Прагу и в течение двух лет жил в замках покровительствовавших ему дворян, продолжая свою проповедническую деятельность в Южной и Западной Чехии. В изгнании Ян Гус написал свою главную работу — большое сочинение «О церкви», в котором критиковал всю организацию католической церкви и церковные порядки, отрицал особое положение папы, необходимость его власти, доказывал, что следует лишить священников светской власти и оставить им имущества столько, сколько необходимо для безбедного существования.
 
В учении Яна Гуса Церковь увидела опаснейшую ересь, и в 1414 г. он был вызван в немецкий город Констанц на церковный собор, который собрался, чтобы положить конец расколу в Церкви и осудить ереси. Ян Гус, получив охранную грамоту императора Сигизмунда I, решил ехать в Констанц и отстаивать свои взгляды. Однако в нарушение всех обязательств он был заключен в тюрьму, в которой провел семь месяцев. Затем Гусу предложили отказаться от своих сочинений. 6 июля 1415 г. Яна Гуса привели в кафедральный собор и прочитали приговор, по которому, в случае, если он не отречется от своих взглядов, ею отправят на костер. Ян Гус произнес: — Не отрекусь! Он сразу же был лишен сана священника и казнен. Рассказывают, что, когда Ян Гус уже стоял на разгоравшемся костре, одна старушка подбросила в огонь вязанку хвороста. Она искренне верила, что сожжение человека угодно Богу и что костер очистит его душу. — О, святая простота! — воскликнул Гус. Эта фраза стала крылатой. Прах Яна Гуса был выброшен в воды Рейна. Казнь Яна Гуса всколыхнула чешское общество и вызвала взрыв возмущения, вылившийся в гуситское движение. Ян Гус был объявлен чешским святым. Однако католическая церковь по сей день не реабилитировала его.