Брно |
Оломоуц |
Карловы Вары |
Градец-Кралове |
Все о Словакии |
Братислава |
Города Словакии |
Интересные места |
Галерея Современного искусства в Градец-Кралове |
Галерея Современного искусства (Galerie moderniho umeni) в Hradec Kralove, напротив иезуитской церкви, обладает одной из лучших в стране экспозиций чешского искусства двадцатого века. Здание музея - спроектированное в 1910-1912 годах Освальдом Поливкой, прославившимся замечательными постройками в стиле модерн в Праге - уже само по себе заслуживает внимания: высотой в пять этажей, с большим овальным застекленным атриумом в центре, который пропускает свет в коридоры и фойе.
![]()
Первый этаж отдан под временные выставки, тогда как на втором этаже полностью гармонируют со своим окружением произведения художников эпохи Декаданса. Среди жемчужин коллекции - пара малоизвестных рисунков Мухи, ранний Купка и целая серия работ Яна Прейслера, в том числе эскиз фрески, ныне украшающей бывший «Hotel Bystrica». Приятной неожиданностью являются полотна Йозефа Вахала, в особенности таинственное «Призвание дьявола» («Vzyvaci d'abla»), изображение которого перетекает на резную раму Несколько деревянных скульптур Билека и три бронзовых рельефа Сухарда дают достаточно полное представление об искусстве чешского «Сецессиона».
![]()
Экспозиция этого этажа заканчивается на истоках чешской одержимости кубизмом, из представленных произведений наиболее интересны оригинальный вариант «Les Demoiselles d'Avignon» и «Танец Саломеи» Эмиля Филлы. Третий этаж полностью посвящен живописи чешских кубистов и фовистов, разбавленной несколькими работами школ реализма и сюрреализма, пользовавшихся известностью в 1920-е годы. Наверное, самые оригинальные из всех - полусюрреалистические картины Йозефа Шимы (он был членом авангардной группы Devetsit), хотя здесь выставлено всего два полотна и один сделанный пером набросок. Искусство послевоенной поры вплоть до 1968 года стало темой экспозиции четвертого этажа - интересной хотя бы тем, что многие художники, такие как Микулаш Медек, лишь недавно выставлялись в модных галереях.
Вид, открывающийся из окон верхнего этажа, должен послужить достаточным стимулом, чтобы сюда подняться. И вновь перед вами множество ранее отвергавшихся цензурой материалов после 1968 года, способных усладить ваш взор, хотя работы с явной политической подоплекой, такие как «Красная стена» («Cervena zed») - скорее исключение. Сюрреализм в Чехии всегда вызывал осуждение, поэтому художники вроде Иржи Колара, два классических коллажа которого выставлены в этой галерее, гораздо более известны на Западе, чем у себя на родине.
Часы работы: вторник-воскресенье с 9 до 12 и с 13 до 18)
|