Русская эмиграция в Праге

В 1920—1930-е гг. Прага стала третьим по значению (после Парижа и Берлина) культурным центром русской эмиграции в Европе. Число русских переселенцев в период между двумя мировыми войнам, по разным сведениям, достигало в Чехословакии 30 000—40 000 человек. Одной из главных причин притягательности этой страны, и особенно Праги, стало то, что с начала 1920-х гг. по инициативе первого президента республики Т.Г. Масарика все культурные учреждения русских эмигрантов получали здесь адресную и довольно крупную финансовую поддержку (так называемая русская акция). Благодаря этому именно в Праге русские эмигранты первыми приступили к собиранию и систематизации реликвий, документов и произведений искусства не только чехословацкой, но и всей русской эмиграции в Европе. Аля этого были созданы русские издательства и научные центры, которые внесли существенный вклад в отечественные науку и культуру. Таковы, например, знаменитый центр русской византинистики «Seminarium Kondakovium» в Праге и издательство «Наша речь», опубликовавшее среди многих ценных трудов книгу очерков С. Маковского «Силуэты русских художников». Главным достижением русских эмигрантов в Праге стало создание Заграничного исторического архива и Культурно-исторического музея (основан в 1933 г., открыт в 1935-мпри Русском свободном университете в Збраславе под Прагой). Первым директором музея стал В. Булгаков — бывший литературный секретарь АН. Толстого, высланный из СССР в 1923 г. В 1923 г. в Праге был основан Архив русской эмиграции. Судьба его печальна. В 1945 г. 9 вагонов с архивными материалами под охраной войск НКВА были отправлены в Москву «в дар Академии наук к ее 220-летию». Однако документы эти поступили в органы госбезопасности: на их основании был составлен список русских эмигрантов (18 000 имен), большинство из которых были впоследствии арестованы. Писатель И. Карасек организовал специальную художественную галерею, где регулярно проходили выставки художников-эмигрантов из России. В 1929 г. в Праге был учрежден Союз русских художников в Чехословакии. Среди его основателей были: архитеюпор В. Ърандт (автор проекта храма Успения Богородицы на Ольшанском кладбище в Праге, расписанного по эскизам И. Билибина в 1941 г.), скульпторы А. Головин и Е. Бржезинский, живописцы П. Аеев, Е. Ка-лабин, Н. Штуцер-Ягудкова; председателями Союза были последовательно архитектор и скульптор Н. Акатьев и сценограф, портретист и иллюстратор, директор художественной школы при Русской академии наук Н. Бакулин. Кроме этого наиболее крупного и представительного объединения русских художников в Чехословакии существовали и другие их организации, такие как «Русский кустарь», «Русский очаг», а также Украинская студия пластических искусств, где преподавали и художники из России. При этом в Чехословакии атмосфера, в которой жили и работали русские художники, была весьма благоприятной и благожелательной и в позитивном смысле заметно отличалась от ситуации, в которую эмигрантам из России пришлось погрузиться не только в Турции, но и позже в Германии и особенно во Франции. Летом 1922 г. в Прагу эмигрировал Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881—1925) — король русского юмора, редактор и владелец самых популярных в России юмористических журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Судьба до поры до времени хранила его, в Праге он был обеспеченным, уважаемым мастером пера. Всю жизнь у Аркадия Аверченко были проблемы с глазами. В молодости он фактически перестал видеть левым глазом, а летом 1924 г. его пришлось удалить. Через несколько месяцев после операции произошло обострение (говорят и о занесенной инфекции), стало отказывать сердце. Аверченко лечился в санатории в Подебрадах, и, казалось, дело пошло на поправку. Но по возвращении с курорта 28 января 1925 г. он попал в Пражскую городскую больницу, откуда уже не вышел. Он скончался 12 марта 1925 г. и был похоронен на русском участке Ольшанского кладбища возле строящейся церкви Успения Богородицы. В эмиграции в Праге умер и выдающийся русский бюджетный статистик, историк казачества и создатель курорта Ажанхот в Краснодарском крае Федор Андреевич Щербина (1849—1936). Великая русская поэтесса Марина Ивановна Цветаева (1898—1941) жила в Праге первые годы эмиграции (1922— 1926), с этим городом помимо множества стихотворений связаны такие ее блистательные произведения, как «Поэма Торы» и «Поэма Конца», посвященные русскому эмигранту в Праге Константину Таковскому. Здесь родился сын Цветаевой и Сергея Яковлевича Эфрона (1893—1941) Георгий (1925—1944).