Начало гуситского движения

Казнь Яна Гуса и его друга и сподвижника Иеронима Пражского в 1416 г. вызвала в Чехии взрыв народного возмущения. Вначале крестьяне громили монастыри, а с весны 1419 г. по призыву народных проповедников Микулаша из Гуси, Яна Чапека, Вацлава Коранды и других тысячные толпы крестьян собирались на горах Табор, Ореб, Беранек и др. Приверженцы называли себя гуситами в честь погибшего проповедника. Поскольку одним из важнейших принципов реформы католической церкви, по Яну Гусу, было требование причащения «под обоими видами», то есть хлебом и вином (что по католическому учению являлось привилегией духовенства, светских людей причащали только хлебом), символом гуситского движения стала чаша 30 июля 1419 г. произошло революционное выступление пражского плебса во главе с Яном Желивским, положившее начало вооруженной борьбе, охватившей всю Чехию.
 
Image
 
Центрами движения стали Прага, Пльзень, Табор. Чехия раскололась на два враждующих лагеря — феодально-католический и гуситский. К феодально-католическому лагерю принадлежали высшее духовенство, многие чешские паны, немецкий патрициат городов, некоторая часть низшего дворянства Они выступали в тесном контакте с римско-католической курией, крупными феодалами западно-европейских стран и императором Сигизмундом I. В гуситском лагере было подавляющее большинство населения Чехии. В нем с самого начала обозначилось два крыла — умеренное и радикальное, имевшие разные цели, но в моменты опасности, угрожавшей со стороны феодально-католического лагеря, объединявшие свои усилия. Умеренные гуситы ограничивали свои стремления секуляризацией церковных земель, реформой Церкви, боролись за дешевую национальную чешскую церковь. Одним из основных требований было признание чаши для мирян, поэтому они получили прозвище чашники.
 
Умеренные объединяли магистров-богословов Карлова университета, часть панов и рыцарей, среднее духовенство, богатых ремесленников. К радикальному крылу — «общине таборской» (как они называли себя, отсюда их название табориты) — принадлежали широкие слои крестьянства, городской плебс, бедное духовенство, часть мелкого дворянства, ремесленники. Требования таборитов, изложенные в программе Двенадцать пражских статей, были направлены на радикальную реформу Церкви, лишение ее богатств и власти, ликвидацию частной собственности, феодальных привилегий. В Таборе была сделана попытка осуществить общность имущества и создать общество всеобщего равенства. В проповедях левых таборитских священников (получивших в Чехии название пикартов) звучали призывы к созданию перед концом мира тысячелетнего царства социальной справедливости путем вооруженной борьбы.