Собор Святого Вита

Собор Святого Вита (chram sv Vita) так плотно втиснут в третий двор замка, что очень трудно составить полное впечатление об этом хаотичном готическом сооружении. Его асимметричный внешний вид - результат долгой и переменчивой истории. Хотя первый камень в его основание был заложен в 1344 году, закончили строительство собора только к 1929 году - ровно через 1000 лет после смерти самого знаменитого богемского святого, Вацлава.
 
Image
 
Вдохновителем постройки собора был император Карл IV, который, будучи еще наследником престола, не только добился выделения для Праги отдельного сана архиепископа, но и смог собрать в одном месте мощи святого Вита. Под влиянием собора в Narbonne Карл вызвал француза Матье из Арраса, чтобы тот начал строить похожее здание. В 1352 году Матье умер, едва начав создание собора, поэтому Карл пригласил продолжить работу Петра Парлера - рано проявившего свой талант 23-летнего мастера из семьи немецких каменщиков. Однако строительство собора не успело продвинуться дальше сооружения клироса и южного трансепта до 1399 года, когда он умер.
 
Image
 
В течение следующих четырех веков работы заметно не продвинулись, и наполовину отстроенный собор стал символом тщетных стремлений чехов к национальной независимости. И только во время Чешского национального возрождения (ndrodniobrozeni) девятнадцатого века, когда было основано «Движение за завершение собора», в 1859 году наконец снова всерьез взялись за строительство. Под наблюдением ряда сменявших друг друга архитекторов, в том числе Йозефа Мокера и Камила Хилберта, была полностью закончена западная часть здания, и с помощью множества других художников и скульпторов Чехии оно превратилось в сокровищницу чешского искусства. В 1929 году провели официальную церемонию открытия собора, хотя на самом деле работы продолжались до самой Второй мировой войны и после нее.
 
Image
 
Из-за прокопченного воздуха Праги теперь сложно отличить один период строительства от другого. Однако тщательное исследование позволяет обнаружить, что западный фасад, включающий две остроконечные башни, несет отпечаток скрупулезной, хотя и лишенной воображения работы неоготических реставраторов (их портреты можно увидеть под окном-розой). Восточная же часть строения - лучше всего ее видно из Бельведера - демонстрирует подлинные готические корни собора. Южный вход также полностью создан Парлером. Странно тогда, что именно над южным входом расположена самая высокая башня собора, в которой проявилось наиболее заметное смешение стилей: верхняя часть в стиле барокко работы Пакасси совершенно несуразно опирается на парапет светлого камня эпохи Возрождения, который, в свою очередь, прилеплен к почерневшему основанию исходной готической башни.

Неф собора Святого Вита


Этот собор - самый большой в стране, и, войдя внутрь, трудно не заметить поразительной высоты нефа. Это новейшая часть здания, и потому ее отделка в основном относится к двадцатому веку. Первыми привлекают внимание современные витражи, которые в солнечные дни бросают радужные лучи на стены нефа. Результат поразительный, хотя он совершенно не согласуется с первоначальным замыслом Парлера, который предполагал сделать окна почти исключительно из прозрачного стекла.
 
Image
 
Самые необычные окна - работы Франтишека Киселы, которые выглядят так, словно их разбили на сотни крохотных кусочков. Использование этой техники дало самый великолепный результат при создании окна-розы над западным входом, с его калейдоскопическим «Сотворением мира» (1921). В соответствии с их светской природой два произведения времен Первой республики были оплачены финансовыми учреждениями: окно с изображением Кирилла и Мефодия в третьей капелле по северной стороне заказал «Banka Slavie» художнику Альфонсу Мухе, работавшему в стиле модерн. На противоположной стороне нефа находится витраж на тему «Кто сеет в слезах, тот пожнет в радости», создание которого спонсировала Пражская страховая компания. Из 22 боковых капелл собора самый большой интерес, бесспорно, представляет величественная часовня Св. Вацлава у южных ворот.
 
Image
 
Хотя официально он посвящен святому Виту, духовно собор принадлежит именно князю Вацлаву Пршемысловичу (прославился как «добрый король Вацлав»), святому покровителю страны, которого убил его брат-язычник, Болеслав Жестокий. Десять лет спустя, в 939 году, Болеслав раскаялся, обратился в христианство и, по-видимому, перенес останки своего брата в это самое место. Карл, изо всех сил продвигавший культ Вацлава, чтобы подкрепить довольно беспочвенные притязания своей династии Люксембургов на богемский трон, заставил Петра Парлера построить настоящую капеллу над первоначальным захоронением. Говорят, что к дверному кольцу с головой льва, вставленному в северные ворота, прикоснулся Вацлав, перед тем как его убили. Когда смотришь на богатую, почти византийскую отделку часовни, чувствуешь себя словно внутри шкатулки с драгоценностями: покрытые золотом стены инкрустированы полудрагоценными богемскими камнями, помещенными вокруг божественных фресок четырнадцатого века, изображающих муки Христа; тем временем над карнизом в более поздних картинах литомержицкой школы разворачивается трагедия Вацлава.
 
Image
 
Несмотря на ослепительные свидетельства золотого века правления Карла IV, туристов сюда привлекают не только художественные достоинства часовни. Дверь в южной стене открывается на лестницу, ведущую к коронационному залу (закрытому для посетителей), где хранятся королевские регалии Богемии, в том числе золотая корона святого Вацлава, усыпанная одними из самых крупных в мире сапфиров. Дверь, закрытая для посетителей с 1867 года, защищена семью разными замками, ключи хранятся у семи разных людей, начиная с самого президента, - как семь печатей святого послания в «Апокалипсисе». Копии королевских сокровищ можно увидеть в Lobkovicky palac (Лобковицком дворце).

Алтарь и усыпальница собора Святого Вита

Насмотревшись на капеллу святого Вацлава, купите билет в расположенной рядом кассе и отправляйтесь в северный придел клироса - единственное место, откуда можно свободно попасть в алтарь. Точно в середине галереи, по соседству с Саксонской капеллой, находится созданная в стиле барокко точная копия средневековой часовни Св. Вацлава гробница св. Яна Непомуцкого, поставленная здесь в 1736 году.
 
Image
 
Это образец гротескной роскоши, созданный сыном Иоанна Бернхарда Фишера фон Эрлаха Иоганном Михаэлем из чистого серебра, со свободно парящими ангелами, поддерживающими тяжелую драпировку балдахина. Поскольку Карл стремился сделать Вацлава самым почитаемым святым страны, иезуиты при поддержке Габсбургов заменили его на другого чешского мученика, Яна Непомуцкого (Jan Nepomucky). В 1393 году по приказу Вацлава IV его заключили в тюрьму, пытали, а затем сбросили - связав и заткнув рот - с Карлова моста якобы за то, что он отказался раскрыть тайну исповеди королевы. По поверьям, над тем местом, где он утонул, появилось скопление звезд - отсюда звездный нимб на всех последующих изображениях этого святого. Иезуиты, чтобы обосновать канонизацию Яна, извлекли из земли его труп и предъявили то, что, по их утверждениям, являлось его языком - так сказать «живым и здоровым» (на самом деле это был совершенно разложившийся мозг).
 
Image
 
В 1729 году его надлежащим образом канонизировали и на надгробии, прямо рядом с самим мучеником, появился херувим, указывающий на его отрубленный язык, к сожалению, уже не существующий в действительности. Гораздо более прозаическая причина смерти Яна Непомуцкого состоит в том, что он просто оказался втянутым в спор между архиепископом и королем по поводу назначения настоятеля монастыря Kladruby и поддержал не ту сторону. Яна пытали на дыбе вместе с двумя другими священниками, которых потом заставили подписать документ, в котором они отрицали, что с ними жестоко обращались. Однако Ян умер прежде, чем успел подписаться, и его труп потихоньку сбросили в реку. В конце концов в 1961 году Ватикан признал это, почти через 232 года после его канонизации.
 
Image
 
Перед тем, как покинуть алтарь, осмотрите мраморный Императорский мавзолей шестнадцатого века, стоящий в центре клироса и окруженный прекрасной решеткой в стиле Возрождения, на которой непочтительно резвятся многочисленные херувимы. Он был построен по заказу Рудольфа II и содержит останки его деда Фердинанда I, его польской бабушки, королевы Анны, и отца, Максимилиана II, первого из Габсбургов, надевшего корону Богемии. Сам Рудольф покоится под ними, в одном из двух гробов, изготовленных из сплава олова со свинцом, в довольно тесной Королевской усыпальнице (Kralovsku hrobka). Гроб Рудольфа (в задней части, в центре) украшают еще несколько херувимов, а в том, что справа, лежит Мария Амелия, дочь императрицы Марии-Терезии.
 
Image
 
Здесь похоронены и многие другие чешские короли и королевы, перезахороненные в прошлом веке в неуместно современных саркофагах 1930-х годов. Среди них - гуситский король Иржи Подебрад, Карл IV и все четыре его жены, делящие один саркофаг. Выйдя из усыпальницы, вы окажетесь в центральной части нефа. Не забудьте также осмотреть Zlata brana (Золотые ворота) работы Парлера при входе в южный трансепт, украшенные замечательной мозаикой четырнадцатого века «Страшный суд», которой недавно вернули прежние яркие цвета.

Главная башня собора святого Вита:
в летние месяцы: ежедневно с апреля по октябрь с 9 до 16.15 вы можете насладиться прекрасным видом на замок и город с Hlavna vez (Главной башни) собора. Вход в нее находится в южном приделе, однако учтите: чтобы забраться наверх, вам придется преодолеть около трехсот ступенек.