Монастырь Святой Анежки (Национальная галерея)

Еще дальше на север находится Anezsky klaster (монастырь Св. Анежки), старейшее из дошедших до нашего времени готических зданий. Он стоит совсем недалеко от реки, там, где она делает крюк на восток. Его начали строить в 1233 году как францисканский монастырь ордена клариссок, а свое название он получил от Агнесы (Агнешки) - младшей дочери Пршемысла Отакара I, которая отказалась от жизни королевской особы, чтобы стать первой настоятельницей этого монастыря.
 
Image
 
Сама Агнеса была причислена к лику блаженных в 1874 году, в попытке остановить распространение среди чехов гуситского движения, а официально канонизировали ее 12 ноября 1989 года, всего за четыре дня до Бархатной революции. Сам монастырь был закрыт в 1782 году и пришел в полное запустение. Большую часть следующего века в нем обитали незаконные жильцы, и хотя национальные лоббисты спасли его от сноса, реконструкция прошла только в 1980-х годах. Сегодня в монастыре выставлена коллекция искусства Средневековья Национальной Галереи (Narodni galerie); в особенности готическое искусство, которое процветало под покровительством Карла IV.
 
Image
 
Экспозиция организована в хронологическом порядке, начиная со знаменитой золоченой серебряной шкатулки 1360 года, в которой когда-то хранился череп св. Людмилы. Девять панелей алтаря из цистерцианского монастыря в Вышеброде в Южной Богемии, датируемые примерно 1350 годом, - среди лучших произведений искусства Центральной Европы: особенно иконографически богата панель «Благовещение». Однако настоящие жемчужины коллекции - шесть панелей работы Мастера Теодорика, который написал более сотни таких картин для часовни замка Карла IV в Карлштейне. Этим поясным портретам святых, отцов церкви и других известных фигур свойственны напряженная выразительность и богатство цветов.
 
Image
 
Изображение перетекает с картин на резные рамы. Три панели работы Мастера из Тршебони конца четырнадцатого века демонстрируют еще большее разнообразие баланса и глубины, а также растущее влияние фламандской живописи, характерное для того периода. Поскольку в самом большом выставочном помещении галереи качество работ довольно неровное, лучше, не задерживаясь, перейти дальше, в меньшие по площади залы, Там вы найдете гравюры Кранаха Старшего, Дюрера и менее известного Ханса Бургкмайра: семиголовый зверь из цикла «Апокалипсис» Дюрера особенно напоминает чудовищ из «Гарри Поттера».
 
В заключение не пропустите превосходные деревянные скульптуры шестнадцатого века, в том числе невероятно детально прописанную сцену «Спаситель и Страшный суд», где жаба пожирает внутренности Смерти.