Дворец Велетржни (Национальная галерея)

На углу Dukelskych hrdinu и Veletrzni, в стороне от ближайшей станции метро стоит Дворец Велетржни (Выставочный дворец, Veletrzni palac), или Дворец ярмарок. Посетителей тут гораздо меньше, чем музей на самом деле заслуживает. И не только потому, что здесь размещается прекрасная коллекция произведений чешского и международного искусства девятнадцатого и двадцатого веков Narodni galerie, но и само здание является шедевром архитектуры.
 
Image
 
Семиэтажное сооружение, построенное в 1928 году по проекту Олдржиха Тыла и Йозефа Фухса, - высшее достижение пражского функционализма: не столько снаружи, сколько внутри, где открывается его необычайный сверкающий простор. На первом и шестом этажах проводятся специальные выставки, а постоянная экспозиция занимает этажи со второго по пятый - знаменитая коллекция французского искусства находится на четвертом. Приведенный ниже обзор составлен с хронологической точки зрения, начиная с искусства девятнадцатого века на пятом этаже.

Искусство девятнадцатого века

Коллекцию искусства девятнадцатого века открывает серия бронзовых скульптур второй половины столетия работы Йозефа Вацлава Мыслбека, отца чешской скульптуры. Впрочем, собрание живописи начинается с более ранних времен, с искусных портретов чешских буржуа кисти Антонина Махека и его наивных картин, изображающих правителей Богемии от Крока до Фердинанда IV. Рядом выставлены фантастические картины Людвика Коглы: на одной из них собор Св. Стефана в Вене показан с двумя законченными башнями (вместо одной), а придуманное им завершение пражского собора Св. Вита в итоге было почти в точности реализовано архитекторами девятнадцатого века. В этом исчерпывающем обзоре чешской живописи девятнадцатого столетия несколько разделов отдано оказавшему на нее большое влияние семейству Манесов. Антонину Манесу удалось заставить чешскую деревню выглядеть не хуже Италии и таким образом дать начало чешскому романтическому пейзажу. Из его потомков трое взяли в руки кисть: Квидо специализировался на идеализированном пасторальном жанре; Амалия исполнила пожелания своего отца и ограничилась небольшими спокойными пейзажами. Из этой троицы самым удачливым оказался Йозеф, он пользовался большим успехом как портретист и был одним из ведущих исполнителей патриотических картин на исторические темы (он лично принимал участие в волнениях 1848 года в Праге). Следующие разделы можно пройти быстрым шагом, только не забудьте остановиться у югославских пейзажей Ярослава Чермака. Этот человек прожил насыщенную жизнь, был представлен черногорским принцем Николасом I к медали за отвагу и всего в 48 лет умер от сердечного приступа. Работы Мику-лаша Алеша, чьи эскизы можно заметить в отделке в стиле сграффито на многих городских зданиях девятнадцатого века, представлены недостаточно полно, хотя вы можете полюбоваться его удивительно декоративным изображением исторической встречи Иржи Подебрада и Матвея Корвина. Приз за самый яркий портрет можно было бы присудить «Женщине с борзой» Вацлава Брожика, на котором, возможно, нарисована его жена, дочь парижского торговца произведениями искусства. Пейзажи Антонина Хиттусси имели большой успех в парижских салонах 1880-х годов. Чуть дальше висят туманные, тоскливые городские пейзажи Якуба Шиканедера (один из его предков писал либретто для Моцарта). Несколько деревянных скульптур Франтишека Билека позволяют прочувствовать его особый, наполненный страданием стиль. Но для более глубокого понимания его творчества нужно побывать в Bilkova vila. Мозаики и фрески Яна Preisler, которые вы встречали на зданиях в стиле модерн по всей Праге, кажутся неземными и бесстрастными, тогда как его живопись, например, выставленный здесь цикл «Черное озеро», скорее можно назвать меланхолической, в ней обнаруживается влияние норвежского художника Эдварда Мунка. Самый успешный чешский представитель постимпрессионизма - Антонин Славичек, чьи изображения Праги пользуются неизменной популярностью. Коллекция, показанная на пятом этаже, оканчивается в фойе. Основную его часть занимают скульптуры Станислава Сухарды и Яна Штурса, двух главных художников чешского модерна. На балконе находится довольно пестрая выставка прикладного искусства, от архитектурных чертежей и макетов до линотипных рисунков и кованых изделий. Среди архитекторов, чьи работы здесь представлены, - Ян Котера, Бальшанек, Поливка и Олдржих, кроме того, выставлено несколько радужных ваз Лётц из Клаштерски-Млина.

Чешское искусство 1900-1930


На входе в зал чешского искусства 1900-1930 годов посетителей встречает выполненный в натуральный размер «Мотоциклист» Отакара Швеца - великолепное трехмерное изображение оптимистической скорости современной эпохи. За ним следует целый ряд работ Франтишека Купки, который был родом из Чехии, но с 1895 года жил и работал в Париже. С международной точки зрения Купка - самый значительный чешский живописец прошлого века, который обеспечил себе место в истории искусства, став, возможно, первым художником западного мира, выставившим абстрактные картины. Его вдохновившая многих художников «Фуга в двух тонах (Аморфа)», одна из двух абстрактных картин Купки, представленных на Salon d'Automne («Осеннем салоне») в 1912 году, выставлена здесь вместе с несколькими более ранними его произведениями, написанными до абстрактного периода. Ретроспектива работ Эдварда Мунка, выставленная в Праге в 1905 году, побудила к созданию в 1907 году первого чешского современного художественного движения «Osma» («Восемь»), одним из ведущих представителей которого был Эмиль Филла. Его работы «Червовый туз» и «Читая Достоевского», где герой кажется уснувшим, хотя на самом деле он скорее ошеломлен, обе четко соответствуют канонам экспрессионизма. Но прошло совсем немного времени, и несколько членов группы «Osma» принялись экспериментировать с кубизмом. В итоге Филла целиком принял новый стиль ив 1911 году помог основать кубистскую группу «SVU». Член «Osma» Богумил Кубишта отказался плыть по течению и вместо этого развил собственный уникальный смешанный стиль кубоэкспрессионизм, типичным примером которого может служить его прекрасный автопортрет «Курильщик», а также «Игроки», очевидно, испытывающие воздействие фовизма. Завершают тему чешского кубизма мебель и керамика (и даже кубистская люстра) Гочара, Янака и Хохола, а также скульптуры Отто Гутфрейнда, члена «SVU». Его произведения принадлежат к разным стилям, от кубоэкспрессио-нистской «Тревоги» (1911-1912) до чисто кубистского «Бюста» (1913-1914). После Первой мировой войны, во время которой он вступил в Иностранный легион, но был интернирован на три года за неповиновение, Гутфрейнд переключился на изображение повседневной жизни простых людей в ярких, сочных тонах. Этот стиль стал прототипом соцреализма, образцы которого можно увидеть в той же галерее немного дальше. Его жизнь прервалась в 1927 году, когда он утонул, купаясь во Влтаве. Йозеф Чапек, брат драматурга Карела Чапека, - еще один чех, находившийся под влиянием кубизма, - это заметно в его работах, например «Гармонисте». Но, как и Кубишта, Чапек счел доктринерский подход Филлы слишком сложным для исполнения и вышел из «SVU» в 1912 году. Другой художник, стоящий в стороне от общей массы, - Ян Зрзавы, который вступил в «SVU», но всю свою долгую творческую жизнь придерживался собственного очень своеобразного стиля. Характерными примерами этого стиля является выполненный в 1909 году автопортрет, где он похож на китайца, и «Долина скорби», его любимая работа, написанная еще в студенческие годы и изображающая волшебный, нереальный, крайне стилизованный мир.

Французское искусство

В этом месте на четвертом этаже появляются приметы, приводящие вас к неизменно популярной коллекции французского искусства. В ней представлены все известные лица, собиравшиеся вокруг Парижа в течение пятидесяти лет, начиная с 1880 года. Настоящих шедевров здесь немного, но все это - произведения высокого класса, большинство которых было либо закуплено для галереи в 1923 году, либо завещано торговцем картинами Крамаржем в 1960 году. Экспозиция начинается с нескольких работ Огюста Родена, что вполне естественно, учитывая тот восторженный прием, который получила его выставка в Праге в 1902 году. Скульптуры Родена окружают произведения импрессионистского авангарда: Курбе, Делакруа, Коро, Сислей и ранние Моне и Пис-сарро. Среди других картин - солнечная прованская «Зеленая пшеница» Винсента Ван Гога и «Мулен Руж» Тулуз-Лотрека. Свободная манера письма, светло-бирюзовые и изумрудные цвета «Влюбленных» Ренуара типичны для периода так называемого «Высокого импрессионизма». «Здравствуйте, мсье Гоген» - ироническая дань одноименной картине Курбе, где Поль Гоген надевает богемный берет и пальто. Здесь также выставлен единственный известный автопортрет Анри Руссо, одновременно смешной и самоуверенный. На нем художник изображает себя с палитрой в руке на фоне украшенного флагами корабля и недавно построенной Эйфелевой башни. Кроме того, здесь имеется неожиданно хорошая коллекция работ Пабло Пикассо, включающая несколько картин и скульптур, относящихся к переходному периоду его творчества (1907-1908), и множество примеров расцвета его кубистского периода (1910-е годы). В его «Пейзаже с мостом» 1909 года использован именно тот вид призм и геометрических блоков штриховки, которые вдохновили чешских архитекторов-кубистов. Есть также пара поздних картин Поля Сезанна, классические пуантилистские полотна Жоржа Сера и кубистские произведения Брака. «Джоакин», написанная Анри Матиссом в 1910-1911 годах, - превосходный портрет, в котором чувствуется влияние как фовизма, так и Востока. Постарайтесь увидеть «Цирк» Марка Шагала, характерную для него сумасбродную работу 1927 года, и редкую картину Ле Корбюзье, явно созданную под воздействием Фернана Леже, одно из произведений которого висит поблизости.

Чешское искусство 1930-2000 годов

На третьем этаже раздел, охватывающий чешское искусство с 1930 по 2000 год, дает неплохое представление о подъемах и спадах искусства в стране. Но, честно говоря, здесь слишком много всего - картин, скульптур и инсталляций, чтобы одолеть за один раз. Ниже описано несколько самых примечательных экспонатов. Прежде всего это фантастическая кинетическая скульптура Зденека Пеша-нека, который первым в мире догадался использовать в искусстве неон. На Парижской выставке 1937 года он произвел сенсацию своим неоновым фонтаном. «Деветсил», основанный еще в 1920 году, был движущей силой чешского авангарда в период между двух войн. Его представляют здесь два ведущих художника этого движения: Туайен (Мария Черминова) и ее пожизненный друг Индржих Штырски, чьи абстрактные работы показывают интерес этой пары к французскому сюрреализму. В серии работ «Деветсила» широко представлена авангардная фотография - здесь выставлено несколько изящных абстрактных произведений. Единственным чешским художником, принявшим сюрреализм с энтузиазмом, был Йозеф Шима, в 1920-х годах постоянно обитавший в Париже. Несколько его фирменных «плавающих» торсов и колоссальных яиц можно увидеть в данном музее. Любителям коммунистического китча следует отправиться в замечательный отдел соцреализма, возглавляемый монументальной скульптурой Карела По-корни «Братская дружба». В ней чехословацкий солдат сливается в «поцелуе смерти» со своим советским товарищем. Среди выставленных картин попадаются произведения с чрезвычайно оптимистическими названиями, например, «Мы производим больше, мы живем лучше» и карикатурное «Прослушивание речи Клемента Готвальда 21 февраля 1948 года» Эдуарда Ставинога. Обратите внимание также на макет теперь уже разрушенного памятника Сталину работы Отакара Швеца, который когда-то возвышался над центром Праги. В 1960-х годах в Чехословакии получило развитие искусство перформанса (umeni akce), и ему тоже посвящен отдельный раздел. Конечно, трудно воссоздать первоначальное воздействие таких «представлений»: ничтожные «остатки инсталляции» Зденека Берана имеют довольно жалкий вид. Другие фотографии, например, «Вывешенные пеленки» Зорка Саглова, дают ясное представление о том, что вы пропустили. «Следы» Евы Клементовой изменяют своему эфемерному содержанию, будучи выставлены в галерее: изначально ее гипсовые слепки показывались всего один день в 1970 году, после чего их подписали и раздали всем желающим. Галерее принадлежат несколько работ Иржи Колара, который специализируется на комбинации случайных слов и репродукций картин других художников. Остальная часть коллекции современного чешского искусства покажется достаточно интересной, если пройти ее быстрым шагом. Фаллическая инсталляция Ивана Кафки «Могущественное бессилие» наверняка вызовет улыбку, а на откровенно политическом произведении Карела Непраша «Большой диалог» два красных человека сошлись в споре, пользуясь громкоговорителями.          

Иностранное искусство

Последнее дополнение к постоянной экспозиции галереи - выставка под названием «Иностранное искусство» на втором этаже. Здесь есть пара жемчужин, и первая из них - озорные «Девы» Густава Климта - море обнаженных тел и спутанных конечностей, раскрашенных в психоделические цвета; а также пейзажи, которые он любил рисовать во время летнего отдыха в Зальцкаммергуте. Мать Эгона Шиле была родом из городка Чески-Крумлова в Южной Богемии, который послужил прототипом печального полотна «Мертвый город». Галерее также принадлежит один из самых знаменитых женских портретов работы Шиле, ошибочно названный «Женахудожника», - необыкновенно изящная и мягкая акварель, на которой изображена сидящая женщина, одетая в зеленый верх и черные гетры. В противоположность ей «Беременная женщина и смерть» - патологически мрачная картина, где Шиле изобразил себя одновременно в виде монаха, олицетворяющего смерть, и дающей жизнь матери. Самым важным из представленных здесь иностранных художников, наверное, стоит назвать Эдварда Мунка, по двум полотнам которого вряд ли можно судить о значительном влиянии, которое он оказал на чешских художников после своей знаменитой выставки в Праге в 1905 году. Найдите типичные для Оскара Кокошки энергичные пейзажи, относящиеся ко времени его короткого пребывания в Праге в 1930-х годах, когда политическая обстановка в Австрии накалилась слишком сильно. Именно в этом зале вы сможете увидеть одно из абстрактных сюрреалистических произведений Жоана Миро, которое он назвал просто «Композиция». Этаж завершается несколькими работами «Флюксуса» - в высшей степени венского, очень яркого направления перформанса 1960-х годов - и фотографией одного из кровавых представлений Германа Нитша.

Посещение дворца Велетржни:
Главный выставочный зал используется по своему основному назначению - для проведения выставок-ярмарок, а экспозиция Narodni galerie ограничена северным крылом. Тем не менее галерея очень обширная, и осмотреть ее целиком практически невозможно. Так что вы можете приобрести билеты по сниженным ценам и посетить только часть музея: 100Кс за один этаж, 150Кс - за два и так далее; или 250Кс за всю экспозицию (английский аудиогид включен в цену).
Как добираться: Чтобы доехать до Veletrzni palac на общественном транспорте, сядьте на трамвай № 5 или № 14 на namesti Republiky, № 12 у станции метро «Malostranska», № 17 у метро «Staromestska» или трамвай № 12 или № 17 у Nadrazi Holesovice и выйдите на остановке «Veletrzni».
Где пообедать: Если хотите заморить червячка, зайдите в пивную «U houbare» («У гриба») напротив музея на Dukelskych hrdinu 30.
Часы работы: вторник-воскресенье с 10 до 18; 250Кс