Галерея Современного искусства в Градец-Кралове

Галерея Современного искусства (Galerie moderniho umeni) в Hradec Kralove, напротив иезуитской церкви, обладает одной из лучших в стране экспозиций чешского искусства двадцатого века. Здание музея - спроектированное в 1910-1912 годах Освальдом Поливкой, прославившимся замечательными постройками в стиле модерн в Праге - уже само по себе заслуживает внимания: высотой в пять этажей, с большим овальным застекленным атриумом в центре, который пропускает свет в коридоры и фойе.
 
Image
 
Первый этаж отдан под временные выставки, тогда как на втором этаже полностью гармонируют со своим окружением произведения художников эпохи Декаданса. Среди жемчужин коллекции - пара малоизвестных рисунков Мухи, ранний Купка и целая серия работ Яна Прейслера, в том числе эскиз фрески, ныне украшающей бывший «Hotel Bystrica». Приятной неожиданностью являются полотна Йозефа Вахала, в особенности таинственное «Призвание дьявола» («Vzyvaci d'abla»), изображение которого перетекает на резную раму Несколько деревянных скульптур Билека и три бронзовых рельефа Сухарда дают достаточно полное представление об искусстве чешского «Сецессиона».
 
Image
 
Экспозиция этого этажа заканчивается на истоках чешской одержимости кубизмом, из представленных произведений наиболее интересны оригинальный вариант «Les Demoiselles d'Avignon» и «Танец Саломеи» Эмиля Филлы. Третий этаж полностью посвящен живописи чешских кубистов и фовистов, разбавленной несколькими работами школ реализма и сюрреализма, пользовавшихся известностью в 1920-е годы. Наверное, самые оригинальные из всех - полусюрреалистические картины Йозефа Шимы (он был членом авангардной группы Devetsit), хотя здесь выставлено всего два полотна и один сделанный пером набросок. Искусство послевоенной поры вплоть до 1968 года стало темой экспозиции четвертого этажа - интересной хотя бы тем, что многие художники, такие как Микулаш Медек, лишь недавно выставлялись в модных галереях.
 
Вид, открывающийся из окон верхнего этажа, должен послужить достаточным стимулом, чтобы сюда подняться. И вновь перед вами множество ранее отвергавшихся цензурой материалов после 1968 года, способных усладить ваш взор, хотя работы с явной политической подоплекой, такие как «Красная стена» («Cervena zed») - скорее исключение. Сюрреализм в Чехии всегда вызывал осуждение, поэтому художники вроде Иржи Колара, два классических коллажа которого выставлены в этой галерее, гораздо более известны на Западе, чем у себя на родине.
 
Часы работы: вторник-воскресенье с 9 до 12 и с 13 до 18)